80 лет исполняется с момента постройки «визитных карточек курорта» — Ривьерскому мосту, Художественному музею города, Курортному Проспекту.
На рубеже 19 и 20 веков курорт стремительно менялся. В истории градостроительства Сочи было несколько периодов, которые по праву считаются историческими.
Всё началось с авантюрного по тем временам проекта Николая Второго. На новых землях, где свирепствовала малярия, появляется новая культура градостроительства, присущая только Черноморским курортным городам.
Благодаря капиталовложениям известных богатых сословий — дворянства и купечества — рождается курорт «Кавказская Ривьера».
Новинки в архитектуре тех лет не приветствовались. Актуальный в Европе стиль «модерн» у нас называли декадентским. Несмотря на зрелищные элементы средневековых замков и крепостных стен, горожане отказывались принимать непривычные взору строения. Сегодня мы их считаем прекрасными! Многие из них функционируют до сих пор.
Другая архитектурная достопримечательность — Вилла «Вера», «принадлежит» детям — сейчас это центр внешкольной работы.
Дурным тоном было построить дачу похожую на дом соседа. На южном склоне горы Ахун в начале ХХ века строит особняк отставной полковник Андрей Квитко. Маленький итальянский уголок, напоминающий его супруге о Родине. Ни время, ни люди его не пощадили. В 90-х он был полностью разграблен и приобрёл дурную славу дома с привидениями.
Хотя призраки не тревожили хозяев, когда здесь была детская трудовая колония, дом отдыха «Красный штурм», филиал санатория им. Дзержинского, а в 1960е специализированный детский санаторий «Юность», где лечили кожные заболевания. Теперь здесь нет, как это принято, даже мемориальной доски.
В Хосте много таких мест. Санаторий «Кавказ» давно пришёл в упадок. Пустые глазницы его выбитых окон спрятаны от приезжих богатой растительностью, но один из корпусов, где в годы войны был госпиталь — стоит прямо у главной дороги. Чаще всего такие объекты являются частной собственностью. Муниципалитет не имеет права даже принудить собственников улучшить состояние погибающих архитектурных комплексов.
И имеет право это сделать исключительно только Гос.орган, который наделён полномочиями по охране историко-культурного наследия. Таковым у нас в крае является Управление по историко-культурному наследию, которое выписывает предписание собственнику, либо обращается в суд, если он не выполняет предписание.
АЛЛА ГУСЕВА, ДИРЕКТОР МУЗЕЯ ИСТОРИИ ГОРОДА-КУРОРТА СОЧИ
А пока в отношении «Кавказа» этого не произошло, в заброшенном корпусе больше десяти лет круглосуточно горит настенный светильник, нагоняя страх на местных жителей в сумерки.
Я очень часто здесь хожу, потому что живу недалеко. Здесь страшно ходить, заброшенные здания здесь стоят. Это вроде бы бывший госпиталь.
МАРГАРИТА ДЕЕВА, ЖИТЕЛЬ ПОС. ХОСТА
Такую же судьбу местные пророчат и некогда потрясающему своим великолепием санаторию «Волна». Творение архитектора Рытова ещё несколько лет назад называли местным Петергофом. Сначала здесь высохли фонтаны. Потом засох парк. Позже вывезли бронзовые скульптуры. А уникальное здание санатория, без соответствующего содержания постепенно превращается в руины.
Когда речь идёт об архитектурных памятниках, которые безвозвратно утрачены, сегодня у муниципалитета нет возможности влиять на эти процессы, потому что собственники, которые являются правообладателями, защищены Законом. Не со всеми можно договориться о сохранении, а тем более о восстановлении этих объектов.
ИРИНА РОМАНЕЦ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВЫ Г.СОЧИ
Санаторий Волна, принадлежит Федерации независимых профсоюзов России. Последняя информация о сочинской здравнице на сайте ФНПР обновлялась 9 дет назад.
Коллектив распущен, имущество распродано. Собственнику нет никакого дела до погибающего шедевра архитектуры.
К сожалению, эта законодательная база не совершенна, как мне кажется. Она очень мешает в сохранении историко-культурного наследия. И буквально муниципалитету связывает руки в области сохранения этих объектов.
АЛЛА ГУСЕВА, ДИРЕКТОР МУЗЕЯ ИСТОРИИ ГОРОДА-КУРОРТА СОЧИ
Другое дело, когда в строительстве или реконструкции уполномочены принимать участие город или государство.
Так, например, сегодня выглядит поликлиническое отделение третей больницы в Хосте, где тоже был военный госпиталь. Похожие здания сохранены во всех районах курорта. Возводились они ещё в 1930-х годах. Это была вторая колоссальная волна градостроительства: курорт — для трудящихся.
Город-сказка был выстроен за баснословные по тем временам 1 миллиард 400 миллионов рублей.
Такого размаха не знала ни одна страна в создании мощной санаторно-курортной базы.
В архитектуре появляется новый термин «сталинский классицизм». Для проектировки санаторных комплексов, жилых массивов привлекались лучшие архитекторы страны: Б. Щуко, А. Щусев, И. Жолтовский, братья Веснины, К. Чернопятов, И. Кузнецов, К. Алабян, П. Еськов.
Главной магистралью старого Сочи было узкое, петляющее Новороссийско-Сухумское шоссе.
В 1936 году завершается строительство проспекта имени Сталина (ныне Курортный Проспект) — основной магистрали курорта. Он связал санаторные и жилые массивы.
По обе стороны 11-километрового проспекта вырастают монументальные здания в стиле неоклассицизм, демонстрируя мощь советского народа. Появились широко известные дворцы-здоровья: «Металлург», санаторий Министерства обороны, санаторий имени Серго Орджоникидзе, санатории «Золотой Колос», «Искра».
К этому же времени завершилась постройка виадуков — Мацестинского и Верещагинского, органично вписавшихся в горный ландшафт Сочи.
Благодаря выдающемуся зодчему Жолтовскому, в Сочи появляется один из самых красивейших мостов в стране — белокаменный мост через реку Сочи, известный сегодня, как «Ривьерский». В этом году ему, как и проспекту, исполняется 80.
Юбилей и у другого творения архитектора Жолтовского. В сентябре восьмидесятилетие отметит памятник советской архитектуры — Художественный музей Сочи. Первоначально здание, в котором сейчас находится музей, было административным — здесь располагалось Управление Уполномоченного ВЦИК по курорту Сочи-Мацеста Александра Денисовича Мителёва, затем здание Горкомпартии.
И только в 1976 году музей открыл двери для первых посетителей. Так что 80 для здания музея — возраст молодой. Все эти годы оно находится в идеальном состоянии, благодаря заботе государства, а в настоящее время непосредственно — городского руководства.
С годами строение не утратило своего внешнего величия, а помолодело изнутри.
Прошло уже после Олимпиады два с лишним года, и наш компьютерный зал, который есть в нашем Художественном музее, несмотря на то, что техника развивается стремительно, вещи устаревают, до сих пор является образцом во всей РФ.
ПЁТР ХРИСАНОВ, ДИРЕКТОР ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ Г.СОЧИ, СКУЛЬПТОР, ИСКУССТВОВЕД
На двух с половиной тысячах метров собрана уникальная коллекция картин, холодного оружия, икон и других предметов изобразительного искусства. Культурологи убеждены, что память о прошлом — залог успешного будущего.
Как-то разговаривал с одним умным китайцем и задал ему вопрос: «Скажите, как вам удаются в вашей стране такие впечатляющие успехи в экономике?» Он ответил: «Это потому, что мы идём спиной вперёд, оглядываясь на свою культуру и искусство».
ПЁТР ХРИСАНОВ, ДИРЕКТОР ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ Г.СОЧИ, СКУЛЬПТОР, ИСКУССТВОВЕД
Одна из трёх скульптур, возвышающаяся на Зимнем театре, олицетворяет Архитектуру. Величественное, с массивными колоннами здание видно издалека. Архитектурная особенность театра состоит в том, что он имеет два фасада. Обращён и к Курортному проспекту, и к Чёрному морю. До сих пор — это главная сценическая площадка Сочи и архитектурная «визитка» города.
Олимпийские развязки, тоннели, гигантские спортивные сооружения мирового уровня не так давно открыли современную страницу в истории градостроительства не только города Сочи, но и всего нашего государства.
Всё это смело можно назвать национальным достоянием. При этом массивные и величественные здания 19ЗО-50-х годов по-прежнему создают своеобразный архитектурный фон города, выделяя эти сооружения из всех современных гражданских построек.
Городской проект охранных зон запрещает возводить новостройки на территории исторических памятников. Но что делать с гигантскими руинами, не вписывающимися в архитектурный облик курорта ни по каким канонам — не знают даже владельцы заброшенных зданий.
Современный Сочи — город новых архитектурных форм и ярких контрастов. Гармоничны ли рядом старые и новые здания? — Тема для размышлений.
Модные здания уже цепляют своими террасами облака. Но то, как город-курорт Сочи будет выглядеть в будущем, напрямую зависит от современных горожан.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране».
Вера Дряпак